Новости
1
июля

26 июня прошла третья Международная онлайн-конференция на тему «Формирование духовно-нравственных качеств личности студента на основе реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин вуза»

26 июня 2020 года Межрегиональной просветительской общественной организацией «Объединение православных ученых» на  базе ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко» проведена третья  Международная онлайн-конференция на тему «Формирование духовно-нравственных качеств личности студента на основе реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин вуза» (далее – конференция).

Цель конференции – обсуждение актуальных вопросов духовно-нравственного воспитания и образования студентов высших учебных заведений на основе отечественных духовных традиций.

В конференции приняли участие преподаватели, аспиранты и магистранты Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, ученые, преподаватели,  обучающиеся   из Луганской Народной Республики, Российской Федерации, Болгарии, Сербии, Белоруссии. Российская Федерация  была представлена докладчиками из   ведущих вузов Москвы, Воронежа, Севастополя, Архангельска, Ельца, Ростова-на- Дону, Владимира, Рязани, Краснодара, Омска, Петрозаводска. Новосибирска. Свердловска. В целом география конференции весьма обширна.

Работа конференции предусматривала пленарное заседание и работу двух секций: «Практики духовно-нравственной работы» и «Духовно-нравственные аспекты в учебном процессе».

Участники конференции единодушны в том, что православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе может происходить преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Актуальной задачей является поиск новых точек соприкосновения светской и церковной науки. Современная наука должна пользоваться богатым святоотеческим наследием, а богословие – уметь правильно оценивать новейшие научные достижения. Большой интерес  вызвали доклады ученых, демонстрирующих изменение психофизических характеристик человека в зависимости от   усваиваемой информации.  Подчеркивается необходимость в позитивной жизнеутверждающей информации, наполненной любовью и  радостью.

Участники конференции заявляют, что деятельность, реализуемая в рамках программ воспитательной направленности в высшей школе, должна быть эмоционально окрашена, осмыслена педагогами и студентами, иметь событийный и деятельностный характер. Обилие мероприятий необходимо заменить событиями, формирующими неравнодушную, творческую, нравственную Личность студента. В ходе дискуссии участники высказали заинтересованность в подготовке будущих педагогов, которые являли бы собой пример неравнодушия, ответственности и педагогического профессионализма в деле духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

Участники конференции убеждены, что содержание духовно-нравственного воспитания и образования в высшей школе должно оформиться в результате дискуссий, переговоров представителей системы образования, власти, общества и церкви.

Принимая во внимание вышеизложенное, в целях совершенствования работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию студенческой молодёжи, участники конференции выступают с ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ:

 

  1. Рассмотреть вопрос о разработке полноценно-концептуального понятия «духовно-нравственное образование» и «духовно-нравственное воспитание» на основе традиционной для русского народа духовности и культуры.
  2. Рассмотреть возможность включения православного компонента в учебные дисциплины высших учебных заведений как формирующего и несущего базовые ценности той национальной культуры, в рамках которой и ведётся образование.
  3. Поддержать введение базового курса «Духовно-нравственная культура», направленного на формирование личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, в учебные планы подготовки бакалавров, магистров, специалистов различных направлений. Разработать правовое обоснование нормативно-педагогической базы высшей школы для осуществления воспитательной деятельности в данном направлении.
  4. Поддержать введение в учебные планы бакалавров и магистров педагогического профиля подготовки дисциплины «Православная педагогическая культура» с целью раскрытия особенности этики педагогических отношений в отечественной культурной традиции.
  5. Обеспечить распространение передовых практик духовно-нравственного воспитания и образования студенческой молодёжи, расширение деятельности духовно-просветительских центров, клубов и объединений при высших учебных заведениях, в рамках которых происходит нравственное становление молодёжи.
  6. Отказаться от методов негативной профилактики отклоняющегося поведения молодёжи, которые концентрируют их внимание на конкретных пороках (наркомании, правонарушениях, коррупции и т.д.). Вместо этого, развивать образовательные стратегии воспитания добродетелей, социально-приемлемого поведения, систематическую работу по освоению традиционных ценностей, центральное место среди которых должны занять ценности любви к ближнему как основы семейного строительства и ответственного служения Отечеству.
  7. В целях методического сопровождения процесса духовно-нравственного воспитания и образования создать банк полезных интернет-ресурсов в данной сфере для педагогических работников и разместить на сайте Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных учёных».
  8. Расширить международные научные связи в решении вопросов духовно-нравственного воспитания и образования молодёжи через участие в международных проектах, конференциях, конкурсах, через публикации в научных сборниках.
  9. Развивать систему взаимодействия вузов и образовательных отделов епархий для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания молодёжи.