Новости
21
июня

Дорогие братья и сестры, поздравляем с Днем памяти Всех святых, в земле Российской просиявших!

Об истории составления службы Русским святым

В 1918 году Священный Собор постановил восстановить ра­нее существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских и определил день празднования в первое воскресенье Петровского поста.

 Официальным выразителем витавшей в воздухе идеи восста­новления праздника выступил член предсоборного совета академик Российской академии наук, профессор Петроградского университе­та, египтолог, известный историк Коптской и Эфиопской Церкви, основатель российской школы изучения древних цивилизаций Ближнего Востока Борис Александрович Тураев (1868-1920), который подготовил доклад для Священного Собора.

Епископ Афанасий (Сахаров), вспо­миная историю вынесения этого вопроса на Собор и подготовленные в докладе аргументы, писал в предисловии к службе: «В наше скорб­ное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудив­шихся... над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха...».

Б. А. Тураев предложил взять за основу службу, написанную иноком Григорием, насельником обители Евфимия Суздальско­го, подвизавшемся там в конце XV— начале XVI века. Но когда приступили вплотную к работе, стало ясно, что древнюю службу монаха Григория исправить практически невозможно, по­этому из нее позаимствовали немного, остальное составили зано­во. Профессор взял на себя главным образом написание новых песнопений, а иеромонах Афанасий (Сахаров), будущий владыка, — подбор соответствующих мест из богослужебных книг, по преимуществу из отдельных служб русским святым, и приспособление наиболее характерного и луч­шего к данной службе. В частности, отец Афанасий предложил для стихир на Господи, воззвах избрать по одной стихире из Общей Ми­неи каждому лику святых и в каноне расположить святых по обла­стям с завершением каждой песни канона тропарем, посвященным наиболее чтимой в той области иконе Божией Матери.